Методические материалы > Секреты мастерства > Хороший инструмент - половина музыканта!

<< к списку статей

Хороший инструмент - половина музыканта!

Когда говорят, что в хороших руках гитара сама играет, то это где-то совсем рядом с истиной. Нужно только уточнить, что сама будет играть только хорошая гитара. Что же такое хорошая гитара…

Как мы уже выяснили раньше, первой в мире струной была тетива лука, которая вибрировала после выстрела, а первая песня – радостный вопль охотника, если попал… От лука уже совсем недалеко до первой гитары, нужна была только тыква, сухая тыква, в которую можно было бы воткнуть лук… Кто и когда сделал это впервые, мы не знаем, но история гитары и всех струнных инструментов вообще началась в тот день, когда нашли друг друга лук и сухая тыква. Гриф, струна и резонатор – это всё, что нужно. За четыре тысячи лет принципиально ничего не изменилось. Даже больше, чем за четыре…  Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонатором и грифом относятся ко второму тысячелетию до Рождества Христова. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминаемый в Библии) были найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии…

В Древнем Египте и в Индии это были набла, нефер, цитра, вина и ситар… В Китае – жуань и юэцинь…  Каким же образом эта конструкция работает? Мы выяснили, что звук – это вибрация. Если защипнуть струну, она начнёт вибрировать, дёргаться туда-сюда с определённой частотой. Энергия вибрирующей струны через подставку передается в резонаторный ящик. В разных случаях это были тыква, панцирь черепахи, иногда череп животного … С черепами, в частности, любил экспериментировать Леонардо да Винчи, который мастерил музыкальные инструменты и играл на них… Теперь резонаторы делают из дерева, но суть дела это не меняет. Изгиб гитары жёлтой, который мы обнимаем нежно, - это и есть резонатор. Явление резонанса в акустике – это усиление звука при совпадении частот вибрирующей струны и корпуса гитары. Если коснуться пальцами гитарной деки и дёрнуть струну, вы почувствуете вибрацию. Это осязаемый звук, его можно пощупать!

Так в своё время делал теряющий слух Бетховен – брал ртом деревянную тросточку и клал другой её конец на крышку рояля, чтобы если не слышать звук, то хотя бы чувствовать вибрацию инструмента…

Чтобы звук гитары был громким, с максимально возможным спектром частот, корпус должен быть изготовлен из “музыкального” дерева и иметь оптимальную форму. “Человек – мера всех вещей”, как справедливо заметил один чрезвычайно проницательный древний грек. Форма корпуса гитары очень похожа на женскую фигуру, и вряд ли это случайное совпадение… Основной излучатель звуковых волн у гитары – верхняя дека. Опытным путём гитарные мастера выяснили, что наиболее подходящее дерево для верхней деки – канадская ель и ливанский кедр. Дека должна быть изготовлена из массива, ни в коем случае не из фанеры, фанера не может звучать по определению. Доска распиливается продольно, разворачивается симметрично, склеивается, и из неё выпиливается дека. Отличить фанеру от массива можно, для этого надо посмотреть на структуру дерева по краям розетки, отверстия в деке. При выборе гитары этот фактор будет иметь решающее значение. Кроме того, древесина верхней деки должна иметь равномерную мелкослойную текстуру, это свидетельствует о том, что на изготовление пошла верхняя часть ствола дерева. Чем ближе к пеньку, тем шире слои древесины и хуже звук… Толщина верхней деки тоже имеет существенное значение. Гитара с тонкой верхней декой звучит хорошо, но не очень долго. Очень скоро звук меняется не в лучшую сторону и исправить это уже невозможно.

Диапазон частот, воспроизводимых современной гитарой со стандартной мензурой и строем, от 73 герц (при перестройке шестой струны в ноту ре) до 2000 герц в приближенном значении с учетом всех возможных обертонов. Унтертоны Эттингена и Римана теоретически также существуют, но в данном случае ими можно пренебречь. Значит, верхняя дека гитары должна резонировать со всеми заявленными частотами, откликаться на них, причём на ту или иную частоту дека реагирует разными сегментами… Гитарный мастер настраивает деку, изменяя её толщину в разных местах, чтобы звук гитары во всех регистрах был одинаково громким и ровным. У хороших мастеровых гитар дека имеет порядка 250 настроечных зон…  Нижнюю деку и обечайки гитары традиционно изготавливают из клёна или палисандра. Кленовые гитары, как правило, имеют более активную высокочастотную составляющую спектра, а палисандровые гитары имеют более глубокие и выразительные басы. Это тоже следует учитывать при выборе инструмента.

Вообще-то, никто не может запретить гитаристу иметь, как минимум, две гитары – кленовую и палисандровую. Лично я, например, играю на кленовом инструменте мастера Феликса Акопова, а палисандровая гитара у меня испанского мастера Antonio Aparicio. Кроме того, есть ещё Alhambra и акустический Greg Bennett с металлическими струнами.  Что называется, на все случаи…

Кроме того, следует заглянуть внутрь корпуса гитары и обратить внимание, каким способом соединены деки и обечайки: правильно, когда корпус собран на так называемых “сухарях” – это деревянные брусочки небольшого размера, приклеенные одной стороной к деке, а другой к обечайке. Хуже, когда вместо “сухарей” приклеена изогнутая полоска фанеры. По месту склейки симметрично развёрнутой доски, из которой сделана нижняя дека, как правило, ставится тонкая дощечка, пружина. Похожие пружины должны быть и на внутренней поверхности верхней деки, прямо под подставкой, они похожи на растопыренные пять пальцев руки.

Что общего имеют нижняя дека гитары, потолки готического собора и ухо, например, жирафа? Они сферичны. Свод фокусирует звуковые волны. Поэтому в храмах такая хорошая акустика, поэтому мы прикладываем ладонь лодочкой к уху, когда хотим что-то получше расслышать, поэтому нижняя дека у гитары делается выпуклой. Кстати, не только у гитары. Лютня, балалайка, домра, всё скрипичное семейство – все струнные инструменты имеют выпуклую нижнюю деку.

Далее поговорим о грифе. Эта часть конструкции испытывает приличную нагрузку, от 40 до 50 килограммов на изгиб. Чтобы гриф не деформировался, его армируют, усиливают вставкой из черного дерева. Иногда таких вставок бывает две. Волокна древесины грифа обязательно должны быть продольными. При выборе гитары стоит посмотреть гриф, взяв гитару, как берут охотники ружье, прицеливаясь. Все неровности и горбинки грифа становятся отчетливо видны, это брак, такую гитару брать не стоит, так как струны будут задевать за лады и дребезжать.

У недорогих гитар на грифе со временем появляются характерные выработки от ногтей. Это происходит, если накладка на гриф сделана из недорогого мягкого дерева или вообще из крашеной фанеры. Компромисс здесь недопустим, если речь идёт о выборе хорошего инструмента. Накладка на гриф должна быть из чёрного дерева.

Надо сказать, что дерево, из которого изготавливается гитара, должно быть выдержанным. Испанские мастера, например, закапывали древесину в землю на долгие годы. Песчаная и каменистая почва Испании вытягивала из дерева всю влагу, поры закрывались, древесина становилась лёгкой и звонкой. Сейчас дерево сушат в специальных печах и закрывают поры шеллаком. Снаружи гитара покрывается лаком. Рецептов лака великое множество, каждый мастер, каждая уважающая себя мануфактура имеют свой собственный рецепт и хранит его. Лаки бывают прозрачные и матовые, мягкие и твердые, спиртовые и на синтетической основе… Лак не только защищает корпус гитары от внешнего воздействия, но и улучшает звук. Гитары мастера Акопова, например, покрыты мягким лаком, к таким инструментам нужно относиться особенно бережно. Моей гитаре Акопова на сегодняшний день – 2020 год – сорок лет, она была изготовлена в 1980 году, но лак до сих пор мягкий. Стоит только посильнее надавить на деку или обечайку ногтем, обязательно останется след.

Теперь о ладах и строе. Понятно, что лады делаются из металла, который не окисляется и устойчив к механическому воздействию. Тем не менее, со временем на ладах появляются выработки от плотного прижимания струн. Кстати, это повод гитаристу задуматься о наличии избыточного усилия в левой руке при игре. Прижимать струну нужно с минимально достаточным усилием, тогда пальцы не будут вязнуть в быстрых пассажах, появятся лёгкость и скорость. Разбивка грифа производится в логарифмической прогрессии, работа требует высокой точности, так как от этого зависит строй инструмента. При выборе гитары стоит проверить её строй особенно тщательно. Самый простой метод проверки – с тюнером. Настройте точно первую струну и прижмите её на 12 ладу. Должна быть точная октава. Если тюнер “высит” или “низит”, значит, где-то что-то не так: могут быть плохие струны, а могут быть не точно разбиты лады. Проверьте также кварту и квинту на струне – это пятый и седьмой лады.

Стоит также обратить внимание на то, из какого материала сделаны верхний порожек и подставка под струны. Лучше, когда они костяные, так как пластик хуже передаёт вибрацию струны.

Колковая механика тоже имеет ряд особенностей. Лучше, когда две трущиеся детали червячной передачи сделаны из разного металла – твердого и мягкого, иногда их можно различить по цвету. И ни в коем случае это не должен быть сплав алюминия!  Попробуйте сделать несколько оборотов механики, опустив струну и настроив её до нужной высоты. Движение должно быть плавным, без скачков и заеданий, с достаточным усилием. Настраивать струну нужно подтягивая её постепенно до требуемой высоты, но ни в коем случае не перетягивая и не понижая затем! Перетянутая струна не даёт точной настройки и очень скоро перестаёт звучать.  Начинающему гитаристу следует это запомнить на всю жизнь.

Теперь, когда вы выбрали самую лучшую гитару, надо будет подобрать к ней струны. Одни и те же струны на разных гитарах будут звучать по-разному, это вполне понятно и объяснимо. Из старых, проверенных временем и многолетней практикой мировых брендов - La Bella, D’Addario, Augustine, Hannabach, Luthier и Savarez. Струны нужно выбирать normal tension – нормального натяжения, они подходят для большинства случаев.  Если есть возможность, нужно поиграть на всех доступных струнах и выбрать те, которые дадут на вашей гитаре наилучший звук, соответствующий вашему представлению.  У меня, например, гитара Акопова лучше звучит со струнами Luthier, а испанская гитара – со струнами Savarez Cantiga.

Ну и, конечно же, надо понимать, что хорошая гитара не может стоить дёшево. Приобретаете вы её на долгие годы, в течение которых она будет становиться только лучше при условии правильного и бережного с ней обращения. Хорошо разыгранная старая гитара известного мастера стоит, как правило, намного дороже новой. В этом смысле, приобретая дорогой качественный инструмент, вы вкладываете деньги в предприятие, акции которого будут с годами расти в цене.

Итак, выбирая гитару, надо помнить, что хороший инструмент – это половина музыканта!

<< к списку статей
19.04.2020
Nuovo Cinema Paradiso - Morricone E.
купить ноты за 155 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
05.04.2020
Джазовые этюды - Тепляков С.
купить ноты за 600 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
05.04.2020
Карина (из сборника "Джазовые этюды") - Тепляков С.
купить ноты за 155 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
22.03.2020
Поучение юношеству о пользе гамм
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
29.02.2020
Хороший инструмент - половина музыканта!
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
© АртМэн 2012-2016 ноты для гитары
Имя:

Фамилия:

Электронная почта:

Пароль:
Электронная почта:

Электронная почта:

Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?
Также Вы можете войти используя:
Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Facebook