Методические материалы > Секреты мастерства > Поучение юношеству о пользе гамм

<< к списку статей

Поучение юношеству о пользе гамм

Маленький человечек рождается мягким, гибким и очень пластичным. Он ещё не умеет ничего, но имеет безграничный потенциал обучаемости всевозможным наукам и практическим навыкам. В процессе роста и формирования тело и организм в целом демонстрируют чудеса приспособления и адаптации к особенностям и требованиям той или иной профессиональной деятельности. Достигается такое приспособление долговременными тренировками, в результате которых приобретается и закрепляется необходимая физиология: тренируются нужные группы мышц, растягиваются суставные связки, координируется моторика и много чего другого разного происходит.

Я бы привёл такое сравнение: Господь Бог лепит человека из мягкой глины, которая потом в процессе обучения и формирования затвердевает, происходит своеобразный обжиг, в результате которого закрепляется нужная форма. И конечно же, чем раньше начинается формирование этих навыков, тем скорее идет процесс и более устойчив результат. Как написано в Послании апостола Павла: “На руку каждого человека Господь налагает печать для вразумления всех людей, сотворённых Им”.

Поищите на ладони две продольные параллельные линии под пальцем Аполлона (это безымянный палец, палец искусств). Если они есть, то это рука музыканта, этому человеку непременно надо учиться музыке. Господь будет вести вас по этой дороге, и при необходимом старании и усердии вы непременно достигнете результата.     

Итак, вам немного лет, у вас мягкие пластичные руки, есть все нужные линии на ладонях, душа полна благородного огня, и вы готовы посвятить жизнь служению суровым и требовательным богам величайшего и прекраснейшего из всех искусств – Музыке. В благом нетерпении вы спрашиваете меня: “С чего начнём, что будем делать?” И я вам отвечаю: “Мы будем играть гаммы. На долгие годы обучения ремеслу гитариста гаммы – это ваше всё, это ваш каждодневный хлеб насущный, отрада души и утешение в горестях и невзгодах, это тот вечный огонь, в котором происходит обжиг мягкой глины, и просто рука человека становится рукой Музыканта”.

Как писал в своей книге великий испанский виолончелист Пабло Казальс: “Для искусства одинаково страшны две вещи: душа без техники и техника без души”.

О душе разговор будет отдельный, а пока – о технике. Не будем уподобляться Остапу Бендеру и рассуждать на предмет того что техника – это “квази-уно-фантазия” и прочая абракадабра. Техника – это ваша физиология, наилучшим образом натренированная и приспособленная для решения тех задач, которые вы ставите перед собой. Для развития техники человечество за всю свою историю не придумало ничего лучше и полезнее гамм.

Однако хватит рассуждать, переходим к делу. Садимся правильно, на половинку стула, левую ногу ставим на подставку (высота подставки – длина вашей кисти от кончика среднего пальца до запястья), кладём гитару на левую ногу, головка гитары находится на уровне уха, правую руку кладём локтевым сгибом на обечайку, чтобы большой палец правой руки располагался примерно по центру розетки. Левую руку сгибаем в запястье под углом примерно 120 градусов, чтобы большой палец находился с обратной стороны грифа посредине. Пальцы левой руки перпендикулярно грифу опускаем на струны и растопыриваем так, чтобы каждый из четырёх пальцев находился над своим ладом. Четыре пальца на четырёх ладах – это бокс, одна из сакральных основ гитарной техники. Должно быть как-то так:

 

Что мы с этого будем иметь для нашей пользы? Это же крайне неудобно… Играйте гаммы в боксе и через год-два-три вам станет удобно! Как в йоге: перекрутить руки-ноги в узел и расслабиться, мышцы и связки растянутся, будет вам счастье!

Итак, польза первая: играя гаммы в позиции, мы закрепляем растяжку и получаем ощущение бокса. Идём дальше. Включаем метроном, для начала где-то на 72 bpm. Играем гамму четвертями, восьмыми, пунктиром, триолями, шестнадцатыми… Потом берём темп на 80, на 90, на 100 и 120…

Польза вторая: играя гаммы под метроном, нарабатываем ощущение метра и всех длительностей. Можно чередовать длительности по своему усмотрению: две четверти – четыре восьмых и т.д., насколько хватит фантазии.

Дальше. Играя гаммы, обязательно проговаривайте названия нот, останавливаясь на тонике. Много чудесного ждёт вас на этом пути. Вы узнаете, что ноты повторяются через пять ладов на соседних струнах, что с 12 лада все ноты повторяются как в первом боксе, только на октаву выше, что в любом боксе мы имеем три тоники – на шестой, четвёртой и первой струнах… И многое другое.

Польза третья: визуализация грифа. Играйте не только мажор (ионийский лад), и минор (эолийский лад) от пятой и шестой струн, но и все разновидности: гармонический, мелодический, а также все греческие лады: фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский, локрийский…

Будет вам от того польза четвёртая: ощущение лада и его аппликатурные модели на гитаре.

Играйте гаммы с баррэ. Поставьте первый палец на все струны на манер порожка и проделайте все предыдущие экзерсисы с баррэ.

Польза пятая - очевидная. Если поиграть гаммы, прыгая от тоники на все диатонические интервалы, т.е. до-ре, до-ми, до-фа, до-соль и т.д., запомните на слух и аппликатурно все интервалы: секунду, терцию, кварту, квинту, сексту, септиму и октаву. Это будет польза шестая.

Не просто играйте гаммы вверх-вниз, а включите динамику от пиано до форте, делайте ритенуто и аччелерандо. Будет польза седьмая.                                             

Подходите к игре гамм творчески, берите пример с П.И.Чайковского: его знаменитое Адажио из балета “Щелкунчик” – это две параллельные гаммы -  Соль мажор и ми минор… Сыграйте их непременно!

Если вы построите диатонические трезвучия на ступенях гаммы и сыграете гамму аккордами, пользу от таких занятий трудно будет переоценить! В тональности, например, ля минор получится что-то такое: Am– Hm7-5 – C– Dm– Em– F– G– Am. 

Если построите септаккорды, будет ещё круче! Сыграйте это осмысленно во всех тональностях и можете считать, что курс практической гармонии на гитаре вы прошли!                                                                       Какая там польза?... Сбились со счёта…

Ну и если в дополнение ко всему выбросить из гамм ноты, образующие полутона (в До мажоре это ноты фа и си), а вместо них добавить блюзовые ноты, крутизна начнёт зашкаливать!

Играйте пентатоники под барабаны, у вас получится джаз и рок. Вообще-то, строго говоря, можно играть одни только гаммы и этого хватит на всю жизнь! Многие славные гитаристы, между прочим, так и делают!

Итак, наш следующий секрет мастерства: играйте гаммы!

<< к списку статей
19.04.2020
Nuovo Cinema Paradiso - Morricone E.
купить ноты за 155 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
05.04.2020
Джазовые этюды - Тепляков С.
купить ноты за 600 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
05.04.2020
Карина (из сборника "Джазовые этюды") - Тепляков С.
купить ноты за 155 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
22.03.2020
Поучение юношеству о пользе гамм
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
29.02.2020
Хороший инструмент - половина музыканта!
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
© АртМэн 2012-2016 ноты для гитары
Имя:

Фамилия:

Электронная почта:

Пароль:
Электронная почта:

Электронная почта:

Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?
Также Вы можете войти используя:
Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Facebook