Методические материалы > Секреты мастерства > Топография грифа

<< к списку статей

Топография грифа

Мои ученики на первых уроках непременно спрашивают меня, почему гитара настроена таким удивительным и непонятным, на первый взгляд, образом – Ми-Си-Соль-Ре-Ля-Ми, а не До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля, что было бы вполне логично и правильно. Начинаем вместе разбираться в этом вопросе, открывая попутно множество чрезвычайно интересных закономерностей, основанных на свойствах колебательных систем, законах физики и физиологии. Минимальное расстояние между двумя соседними нотами в европейской музыкальной системе – полутон. На гитаре полутон – это нота, взятая на соседнем ладу. Если через лад – это будет тон. Ми-Фа – это полутон, Си-До – тоже полутон, между этими нотами на пианино нет чёрных клавиш. Между всеми остальными соседними нотами расстояние – тон, между ними есть чёрные клавиши. Это европейская диатоника, которую рассчитал для нас в далёкие времена Пифагор.

А теперь давайте дёрнем шестую открытую струну, это будет нота Ми малой октавы. Теперь по очереди будем ставить пальцы левой руки на шестой струне на первый лад, на второй, на третий и на четвёртый – получим ноты Ми-Фа-Фа#-Соль и Соль#. Всё, пальцы кончились, пятого пальца у нас нет (большой палец не в счёт, он в игре не участвует). Если бы у нас были ещё пальцы, то на пятом ладу мы сыграли бы ноту Ля. Дёргаем пятую открытую струну и получаем ноту Ля – продолжаем движение по полутонам, не выходя из первого бокса! На пятой струне получаем ноты Ля-Ля#-Си-До-До#. На пятом ладу можно сыграть ноту Ре, но пальца для неё нет. Дёргаем четвёртую струну – нота Ре. Это же самое проделываем на всех остальных струнах. Открываем для себя удивительный факт: мы можем сыграть хроматическую гамму (это полутоновая гамма) от Ми малой октавы до Соль# второй октавы, не выходя из первого бокса! Если кто не в курсе дела: бокс – это положение четырёх пальцев на четырёх ладах, каждый палец на своём ладу. Бокс – одно из основных понятий гитарной аппликатуры. От ноты Ми до ноты Ля пять полутонов – этот интервал называется кварта. Вообще-то, надо бы писать с большой буквы: Её величество Кварта! Музыку Ренессанса называют эпохой кварты, это один из совершенных консонансов, который не может испортить даже максимальный уровень дисторсии на электрогитаре! Свой гениальный рифф в песне Smoke on the Water Блэкмор играет квартами.

Итак, гитара настраивается по квартам. Ми-Ля – это кварта, Ля-Ре – тоже кварта, Ре-Соль – кварта, а вот Соль-Си – большая терция, пара нот на третьей и второй струнах исключение. Но потом Си-Ми – опять кварта.

Теперь перейдём к пятому ладу. На табличке с ладами и нотами, которую мы рисуем с учениками в их тетрадках, пятый лад я крашу жёлтым маркером. Это особенный лад, начиная с пятого лада ноты на струнах начинают повторяться. Проверяем этот факт: сыграем на открытой пятой струне ноту Ля и прижмём шестую струну на пятом ладу – получим одну и ту же ноту, ноту Ля малой октавы. То же самое проделаем на всех остальных струнах, результат будет тот же, за исключением, опять же, третьей струны, там нота Си будет не на пятом ладу, а на четвёртом. Эту закономерность применяют при настройке гитары: нота на пятом ладу и соседняя открытая струна должны звучать одинаково.

Теперь рассмотрим двенадцатый лад. Этот лад тоже стоит пометить в табличке особым цветом. Двенадцатый лад находится прямо над местом склейки грифа и корпуса гитары, и он делит струну ровно пополам. Что это значит? Это значит, что нота, взятая на двенадцатом ладу, например, на первой струне, будет на октаву выше ноты на открытой первой струне.  То есть, на открытой первой струне – нота Ми второй октавы, на двенадцатом ладу – нота Ми третьей октавы. На второй струне это будут ноты Си первой октавы и Си второй. На третьей – Соль первой и Соль второй, и так далее. Возьмите тюнер и проверьте. Всё сходится.  Двенадцать ладов – двенадцать нот в октаве, семь “беленьких” нот ( До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си ) и пять “чёрненьких” (по аналогии с клавишами пианино).

Давайте разберёмся на примере первой струны. Открытая – нота Ми, далее по ладам: 1 лад – Фа, 2 – Фа#, 3 – Соль, 4 – Соль#, 5 – Ля, 6 – Ля#, 7 – Си, 8 – До, 9 – До#, 10 – Ре, 11 – Ре#, 12 – Ми. На остальных струнах будет то же самое. На двенадцатом ладу получаем те же ноты, что и на открытых струнах: Ми-Си-Соль-Ре-Ля-Ми, только на октаву выше.

Теперь по другим ладам. Пятый лад – кварта от открытой струны, седьмой лад – квинта, двенадцатый – октава. На этих ладах на некоторых гитарах стоят точки. В этих местах на струне находятся волновые узлы, поскольку струна колеблется не только своей основной длиной, но и половинами, и третями, и четвертями и т.д., то, что называется обертонами и из чего складывается тембр звука. На этих ладах извлекаются совершенно особые звуки – флажолеты, это когда мы не прижимаем пальцем струну к грифу, а слегка касаемся её и в момент щипка отпускаем. Получаем соответственно октаву, кварту или квинту. Наглядно интервалы большой терции, кварты, квинты, сексты и малой септимы на грифе:

Теперь поставим левую руку в пятый бокс, то есть, первый палец – на пятый лад, второй – на шестой, третий – на седьмой и четвёртый – на восьмой. На шестой струне под первым пальцем будет нота Ля, примем её за тонику. Тогда под вторым и третьим пальцами на этой струне будут малая и большая секунды, а под четвёртым пальцем – малая терция, нота До. На пятой струне под первым пальцем будет кварта – нота Ре, субдоминанта по отношению к нашей тонике, а под третьим – Ми, квинта, доминанта. На четвёртой струне под третьим пальцем будет нота Ля, октава. Тоника Ля будет в этом боксе и на первой струне под первым пальцем. Таким образом, в любом боксе мы имеем под пальцами три тоники. Это интервальное соответствие сохраняется по всему грифу. Заполняя промежутки между главными ступенями тональности, получаем ту или иную гамму: мажорную или минорную, в зависимости от терцового тона. Лафа для гитаристов состоит в том, что аппликатурные модели гамм и пентатоник одни и те же в любом боксе! Нашел нужную ноту на струне и пляшешь от неё тем же манером, что и от любой другой! Поэтому джаз- и рок-гитаристы зачастую пренебрегают изучением нот и обходятся заучиванием аппликатурных моделей, что, впрочем, вполне имеет место быть.

 Интервалы от тоники на шестой струне: 

Теперь о качестве терций. Это очень важный вопрос. Рассмотрим ещё раз гамму Ля минор в пятом боксе. Первый палец на шестой струне – тоника, нота Ля, потом – Си, секунда, и четвёртый палец – нота До, малая терция. Для минорной гаммы всё хорошо. Для мажорной гаммы нужна большая терция, нота До#, в этом боксе она оказывается недоступной. Чтобы решить вопрос, нужно изменить аппликатурную модель, перейти в четвёртый бокс и начать гамму со второго пальца: Ля – второй палец, Си – четвёртый, До# - первым пальцем на пятой струне, далее – кварта и квинта на своих местах, только другими пальцами. Это аппликатурная модель мажора. 

И для продвинутых учеников, изучающих теорию и имеющих представление о тональности, подсказка о количестве знаков в тональностях.

 

 

 

 

 

 

 

Тональность с одним знаком – первая струна, Соль мажор, знак – Фа#. Тональность с двумя знаками – вторая струна, Ре мажор, знаки Фа# и До#. Тональность с тремя знаками – третья струна, Ля мажор, знаки Фа#, До# и Соль#. Тональность с четырьмя знаками – четвёртая струна, Ми мажор, знаки Фа#, До#, Соль# и Ре#. Тональность с пятью знаками – пятая струна, Си мажор, знаки Фа#, До#, Соль#, Ре# и Ля#. Тональность с шестью знаками – шестая струна, Фа# мажор, знаки Фа#, До#, Соль#, Ре#, Ля# и Ми#. Это кварто-квинтовые соотношения, лежащие в основании европейской музыкальной системы. Модель квинтового круга, реализованная, что называется, материально, в самом устройстве гитары.  

И теперь – тональности с бемолями. 

Здесь движемся в противоположном направлении, от шестой струны. Тональность Фа мажор, один знак – Си бемоль. Тональность Си бемоль мажор, два знака – Си бемоль и Ми бемоль. Тональность Ми бемоль мажор, три знака – Си бемоль, Ми бемоль и Ля бемоль. Тональность Ля бемоль мажор, четыре знака – Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль и Ре бемоль. Тональность Ре бемоль мажор, пять знаков – Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль, Ре бемоль и Соль бемоль. Тональность Соль бемоль мажор, шесть знаков – Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль, Ре бемоль, Соль бемоль и До бемоль.

Может быть, на первый взгляд всё это покажется сложным, но как средство визуализации грифа – совершенно необходимо. Хороший гитарист в этом смысле похож на шахматиста, который играет “вслепую” на нескольких досках одновременно и удерживает в памяти все передвижения фигур. 

<< к списку статей
24.10.2020
Сицилиана. Из Сборника "Барочная сюита" - Дударева Э.
купить ноты за 100 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
02.10.2020
Рука Гвидона, или о бабочках и глоссах
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
02.10.2020
Топография грифа
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
19.04.2020
Nuovo Cinema Paradiso - Morricone E.
купить ноты за 155 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
05.04.2020
Джазовые этюды - Тепляков С.
купить ноты за 600 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
© АртМэн 2012-2016 ноты для гитары
Имя:

Фамилия:

Электронная почта:

Пароль:
Электронная почта:

Электронная почта:

Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?
Также Вы можете войти используя:
Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Facebook