Методические материалы > Секреты мастерства > Рука Гвидона, или о бабочках и глоссах

<< к списку статей

Рука Гвидона, или о бабочках и глоссах

В невесомости капля воды приобретает форму шара, материя знает физику и имеет представление об идеальной форме …

Круглое Солнце, круглая Земля… Космос от Хаоса отличается наличием формы и структуры. Самоорганизация или Божий промысел? Про это мы не знаем.

Но сейчас о другом.

Для меня очевидно, что Время и Пространство организованы идеальным же образом и имеют в бесконечности ту же форму, что и капля воды. Скажу более того: при определённых условиях они переходят одно в другое, сохраняя форму… Альберт Эйнштейн был большой мастер по части подобных трюков. Лобачевский, кстати, тоже. Профессор Николай Козырев считает, что Время – это физическая субстанция, которая генерируется где-то в космосе и выделяется вовне… Вполне может быть.

Но сейчас о другом.

Каким же образом структурировано пространство? Наличием в нём содержимого: материи, предметов, нас самих… От двери до окна – комната, пространство, в котором мы живём и что-то делаем… От одного дома до другого – улица, квартал, район, город, страна… Далее – планета, Солнечная система и так далее… В театре от рампы до последней кулисы – пространство, структурированное особым образом, там происходят всякие чудеса. Перед художником холст на подставке, по которому он водит кисточкой, и пространство приобретает масштаб и измерение.  Это – искусство, особый мир, метафора…

Время же структурировано наличием в нём событий. Событие – это всегда импульс, квант энергии. От Большого взрыва, если он когда-то был, до взмаха крылышек бабочки над цветком душистого горошка. Обобщая, можно сказать, что жизнь как явление – это структурирование времени и пространства. Равно как и искусство.

Красиво. Но сейчас о другом.

Вращение планет вокруг Солнца, движение атома по орбите, смена времён года, качание маятника, взмахи дирижерской палочки, стук сердца и так далее – всё это суть временны́е структуры.

Давайте включим метроном где-нибудь на 75 ударов в минуту, как стучит сердце человека, и начнём шагать в этом темпе. Это темп Andante, по-итальянски значит "шагом". Мы структурировали время! Подготовили инфраструктуру, в которую поместим звуки! Скоро будет Музыка! Берём гитару и начинаем дёргать струну, попадая в метроном, – и мы уже в теме! Надо каким-то образом обозначить это явление. Значков для этого в разное время было придумано великое множество, на сегодняшний день всем понятно такое обозначение:  Раз-два-три-четыре, это мы шагаем под метроном в темпе Andante. Пока всё просто. Но вот мы вспомнили, что опаздываем, и побежали бегом. Ровно в два раза быстрее. Левая нога совпадает с метрономом, а правая попадает между ударами: Раз-и-два-и-три-и-четыре-и. 

Соотношение один к двум – общепринятое в западноевропейской музыкальной практике. 

Итак, мы научились ходить шагом и бегать бегом под метроном! Теперь надо понять, зачем нам это нужно, и посмотреть, как это оно всё работает. Запишем детскую песенку Андрей-воробей, используя обозначения “шагом” и “бегом”. Посмотрим, что получилось:

                         

Это уже можно сыграть! На любой струне, это пока не важно. Главное – попадать в метр, который отстукивает метроном. Он стучит – мы играем. Где надо – шагом, где надо – бегом. Смотрим в ноты и понимаем себе: так записывается ритм! Ритм – это организация элементов во времени. Метроном нам структурирует время, в это структурированное время мы помещаем наш ритм. Метр и ритм – фундаментальные понятия. В этом нужно хорошенько разобраться.

Итак, мы организовали звуки во времени и придумали знаковую систему, чтобы записать это на бумаге. Это было довольно просто, люди научились это делать очень давно. Но это половина дела. Теперь надо организовать звуки по высоте и научиться это записывать … Вообще, строго говоря, музыка – это какое-то количество звуков, организованных определённым образом во времени и по высоте. Всё! Больше в музыке ничего нет! Нам осталось разобраться со второй половиной вопроса… И вот тут в истории случилась задержка на долгое время.

В самом деле, задача не из лёгких – зафиксировать на бумаге высоту звука, иначе говоря, – количество колебаний в секунду. Первый способ, который приходит на ум, – математический: посчитать, сколько раз струна дёрнется туда-сюда… Но это всё равно что посчитать, сколько раз пчела взмахнёт крыльями… Можно поймать её и попробовать... Гораздо важнее – соотношение частот колебаний разных отрезков струны, это уже можно услышать и сравнить. Всем этим занимался в своё далёкое от нас время Пифагор, рассчитал октаву, кварту и квинту. Всю арифметику он нам посчитал, сложил два и два, и мы пользуемся его диатоникой до сих пор, но удобную и понятную систему нотации придумали гораздо позже совсем другие люди. 

Справедливости ради стоит сказать, что параллельно существовал способ фиксации музыки с помощью табулатур. Выглядели они в разные времена по-разному. Раньше так: 

                                                                                      

Сегодня – так:

Многие гитаристы пользуются табулатурами до сих пор, не желая утруждать себя изучением нот. Но запись с помощью табулатур намного менее информативна в сравнении с нотами, а главное: если вы играете на гитаре, а я, к примеру, на тромбоне, то мы друг друга не понимаем. Необходима была унифицированная система записи нот, понятная любому музыканту…

Тут мы подходим к самому интересному.

Долго ли, коротко ли, давным-давно в Италии, в бенедиктинском аббатстве Помпоза жил-был человек по имени Гвидо. Был он монахом, по воле Божьей имел музыкальный дар, пел в церковном хоре и даже обучал пению церковную братию, придумывая при этом разные интересные штуки. Родился он в 992 году от Рождества Христова, во времена инквизиции, междоусобных войн и прочей смуты. Волею судьбы, претерпев гонения, в 1025 году переезжает в славный город Ареццо, где родились Петрарка и Джорджо Вазари, великие мужи Италии. Здесь под покровительством епископа Теодальда Гвидо руководит детским хором кафедральной школы, сочиняет свои трактаты и становится тем самым Гвидо Аретинским, которого ныне знает каждый музыкант и которому благодарные потомки воздвигли памятник во Флоренции: 

                                                                                       

Что же такого надо было содеять скромному монаху, чтобы прославить своё имя в веках…

Развивая свой метод обучения детей певческому делу, Гвидо использовал наглядное пособие, которое всегда под рукой, – свою руку. Это чрезвычайно интересная система, которая использовалась повсеместно в Европе аж до 17 века и возродилась снова в веке девятнадцатом.

Гвидонова рука – достаточно развитая система сольмизации, обучения пению по нотам. В этой статье мы не будем её рассматривать, у нас другие интересы, гитарные. Кому захочется ознакомиться – в интернете материала полно.

 

Кроме этого, Гвидо дал имя каждой ноте, которые до него обозначались лишь буквами латинского алфавита: A – B – C – D – E – F – G. 

Гвидо придумал мелодию к тексту латинского гимна, написанного монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна Крестителя. Каждая строка гимна начиналась с новой ноты, которая была выше предыдущей. 

Ut queant laxis; Ut

Resonare fibris; Re

Mira gestorum; Mi

Famuli tuorum; Fa

Solve polluti; Sol

Labii reatum; La

Sancte Iohannes; Si.                                                                                                                                                                   

Первые две буквы слова из каждой строки и стали названием нот. Кроме Ut. Петь её было не очень удобно, впоследствии её заменили на Do, теперь ноту можно было петь долго. Кроме того, появилось название ещё одного звука – Si, который был образован из первых букв словосочетания Sancte Iohanne – "Святой Иоанн".

Гвидо д'Ареццо ввёл в употребление 4-линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука в каждой линии; из этих букв впоследствии образовывались ключи. Четырёхлинейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях. Невмы стали располагаться на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков. Нот у Гвидо изначально было шесть, а не семь (так называемый гексахорд), линеечек для размещения нот было 4, а не 5, и много чего ещё, но сам принцип использования руки в качестве обучающего пособия оказался чрезвычайно полезным и жизнеспособным. С течением времени система изменялась, дополнялась, приспосабливалась к текущим задачам, неизменно оставаясь гибкой, востребованной и полезной методикой.

Я в моей практической работе с учениками приспособил этот метод, может быть, в излишне упрощенном виде, для персонификации каждой ноты на начальном этапе обучения. Принцип очень прост: обводим на листочке бумаги в тетрадке ладонь и пальцы ученика, пять пальцев – пять линеек. Линейки на бумаге считать поначалу трудно, а пальцы все разные, их легко идентифицировать с нотами. Мизинец – нота Ми (Ми-зинец), на безымянном пальце золотое кольцо – символ солнца, Соль – Sol – солнце. И так далее. Получается что-то такое: 

                                                   

Запоминается с первого раза. Девочки красят ногти всеми цветами радуги, тогда каждая нота имеет свой цвет (кроме тех, конечно, что находятся между пальцев).  После того как ноты идентифицированы, находим место каждой ноты на грифе гитары (подробнее об этом в статье Топография грифа).  Сначала находим ноты на открытых струнах, начиная с первой: Ми, Си и Соль. Здесь вам в помощь все детсадовские прибаутки про сороку, серенького котика, мышку-норушку, огуречик и так далее; взрослые дяди и тёти самозабвенно поют про кошкин дом, про то, как ехали медведи на велосипеде, про нашу Таню, про то как идёт бычок, качается, вздыхает на ходу и прочее. Включаем фантазию, придумываем на ходу, соединяем ритм с нотами на открытых струнах. 

Таблица расположения нот на струнах

После всего этого возвращаемся к нашей песенке Андрей-воробей. Соединяем ритм с нотами на открытых струнах – Ми, Си и Соль, получается вполне неплохо. Если гармонизовать песенку и сыграть в две гитары – будет ансамбль. На самом деле всё не так страшно, если разобраться, и сольфеджио из хоррора превращается в увлекательное занятие. Ноты на пальцах одни и те же и для певца, и для гитариста. Их можно петь и играть на любом инструменте.

Ну вот, как-то так.

Вы спросите меня, при чём же здесь глоссы? А ни при чём. Просто слово красивое!

Всем удачи!

<< к списку статей
24.10.2020
Сицилиана. Из Сборника "Барочная сюита" - Дударева Э.
купить ноты за 100 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
02.10.2020
Рука Гвидона, или о бабочках и глоссах
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
02.10.2020
Топография грифа
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
19.04.2020
Nuovo Cinema Paradiso - Morricone E.
купить ноты за 155 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
05.04.2020
Джазовые этюды - Тепляков С.
купить ноты за 600 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
© АртМэн 2012-2016 ноты для гитары
Имя:

Фамилия:

Электронная почта:

Пароль:
Электронная почта:

Электронная почта:

Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?
Также Вы можете войти используя:
Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Facebook