Показать только бесплатные ноты: [Нет] Да

Тепляков С. - Карина (из сборника "Джазовые этюды")

Аранжировка:
Категория:
Ноты для классической гитары
Страниц нотного текста:
2
Сложность:
продвинутый
Рейтинг:
0

Труднее всего писать о том, что любишь, что наполняет душу светом и тихой радостью. Всякий раз, когда я беру в руки гитару, первым делом пальцы сами по себе находят ту музыку, что звучит в моём сердце. В какой-нибудь следующей жизни, в будущем, я непременно буду жить в Бразилии. Или уже жил, а теперь только вспоминаю, – неважно. С этой музыкой мы ровесники. В один из вечеров августа 1956 года она тихонько спустилась к Антонио Жобиму и прошептала ему на ухо: ”Chega de saudade”… - “Довольно грустить”…

“Лети к ней, грусть моя,

скажи, что я не могу без неё,

проси её, чтоб вернулась…”

 

Мне хочется думать, что случилось это в тот же день и час, когда и я появился на свет. Но в общем-то, это неважно.

В переводе на английский песня получила название “No more Blues” –  “Нет больше блюза”.  Неточность перевода, хотя, по сути дела, очень символично. Блюз, конечно, никуда не делся, но весь мир запел на португальском про неведомую девушку из Ипанемы:

“Посмотри, какая красота,

полная изящества.

Это девушка,

она приближается и проходит,

чарующей походкой по дороге к морю.

Девушка с золотой кожей

от солнца Ипанемы.

Её плавные движения – просто песня,

и красивее этого я никогда ничего не видел…”

 

Антониу Жобим (хотя, конечно, правильнее Жобин), музыкант из Ипанемы (это что-то вроде района Рублёвки в Рио-де-Жанейро), придумал новую фишку, именно так переводится с бразильского молодёжного сленга “bossa nova”.

С точки зрения специфики стиля босса-нову можно рассматривать как один из самых крутых замесов в истории музыки: ритмика бразильской городской самбы, гармония американского джаза и мелодика португальского фаду.

Стоит немного углубиться в тему, чтобы понять, кто здесь есть кто. В 15 веке Испания и Португалия поделили между собой Латинскую Америку, и территория будущей Бразилии осталась за португальцами. Местные индейцы, португальцы и негры-рабы – составляющие будущего суперэтноса. На сегодняшний день бразильцы – одна из самых смешанных групп в мире, которая делится на пять категорий:

«белые» (порт. Brasileiros brancos, или просто Brancos) — белые бразильцы (преимущественно имеют европейское происхождение и европеоидные расовые черты);

«чёрные» (порт. Pretos, Negros, Africanos, редко Afro-Brasileiros) — афробразильцы (бразильцы африканского происхождения);

«жёлтые» (порт. Amarelos) — азиатские бразильцы (порт. Brasileiros asiбticos) или жёлтые бразильцы (бразильцы азиатского происхождения);

«коричневые» (порт. Pardos) — парду (бразильцы смешанного происхождения);

«индейцы» (порт. Нndios) — индейцы Бразилии (исконные обитатели этой страны, жившие на этой территории несколько тысяч лет до прихода европейцев).

И эти все группы естественным образом смешиваются между собой, как, например, это происходит у нас в России, где под сотню разных народностей и уже не поймёшь, кто есть кто.

В антропологии потомки смешения белой расы и негроидной – это мулаты. Белая раса + индейцы – это метисы. А когда индейцы + мулаты – это “самбо” (от испанского zambo – кривоногий и тёмно-красный)… Ну вот, как-то так…

Хотя, надо сказать, что у термина “самба” нет однозначного этимологического толкования. Но это неважно. Самба в Бразилии – это национальный характер, философия, мировоззрение и образ жизни, как в Аргентине – танго.

Джазовая гармония в босса-нове реализуется на основе расширенной диатоники и хроматики, с септ- и нонаккордами, альтерированными ступенями, тритоновыми заменами, перегармонизацией и т.д.

Фаду – это традиционный португальский песенный жанр, что-то вроде романса, сходный с ним по тематике и манере исполнения. Специфика гитарного аккомпанемента босса-новы в синкопированных ритмоформулах, обычно двутактовых, как придумал это друг и соратник Жобима, гитарист и композитор Жоау Жилберту. Двутактовая ритмоформула имеет полиметрическую структуру. Основной метр воспроизводится в размере четыре четверти, который контрастирует с метром, проводимым на уровне восемь восьмых следующим образом: 3+3+2 / 2+3+3. На слух такой аккомпанемент воспринимается как постоянное «непопадание» в сильные доли основной метрической сетки, что создаёт ощущение полиритмии и свинга. Как пишут в одном руководстве: “Босса-нову надлежит исполнять в стиле прохладного джаза эмоционально сдержанно, исключая активную ритмическую экспрессию, грациозно и проникновенно, вызывая самые светлые, лучшие и приятные человеческие чувства, даря сердцу и вниманию слушателя обволакивающие теплом безмятежную радость и душевный комфорт, желание уютно помечтать о мире, благоденствии и любви. Ритм босса-новы отражает специфическую черту культуры и национального характера бразильцев – Saudade, эмоциональное состояние, которое можно описать как сложную смесь светлой печали, ностальгии по утраченному, тоске по неосуществимому и ощущения бренности счастья. Saudade выражает тоску от невозвратимой утраты чего-либо дорогого сердцу. Saudade, однако, не воспринимается как негативное явление, а несёт в себе оттенок благородной светлой романтики и ассоциируется, как правило, с очищающей душу несчастной любовью. Это и есть характерная особенность исполнительского искусства музыкального ритма босса-новы.” Лучше, наверное, не скажешь. 

Этюд назван по имени одной из моих учениц, Карины, талантливой девчонки, пройдохи и вертихвостки, как большинство её сверстниц нынешнего поколения тринадцатилетних.  Сейчас не вспомню, какой ассоциативный ряд привёл меня к выбору названия, и что общего у Карины с Saudade, этой благородной светлой романтикой бразильцев, но так сложилось. Поэтому темп исполнения значительно отходит от традиционных для этого жанра 60 bpm и гармония немного попроще, что, в общем-то, складывается в заявленный образ.

Играть босса-нову, как и любую другую музыку, имеющую афро-американскую составляющую, нужно так, чтобы ваша игра постоянно взаимодействовала с метроритмической инфраструктурой, которую вы слышите внутренним слухом и отстукиваете ногой. Я называю это латиноамериканским свингом, и это есть, наверное, то самое ощущение магического, трансцендентного, что присуще бразильскому искусству в целом, невероятно чувственному, наполненному жизнью и солнечным светом…

Записали пьесу мы с Алёшей Бачинским, моим другом и помощником, у меня в студии как-то весной, в хорошую погоду и в прекрасном расположении духа. Алёша крутой гитарист, мне нравится его игра, я очень благодарен ему.

24.10.2020
Сицилиана. Из Сборника "Барочная сюита" - Дударева Э.
купить ноты за 100 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
02.10.2020
Рука Гвидона, или о бабочках и глоссах
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
02.10.2020
Топография грифа
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
19.04.2020
Nuovo Cinema Paradiso - Morricone E.
купить ноты за 155 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
05.04.2020
Джазовые этюды - Тепляков С.
купить ноты за 600 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
© АртМэн 2012-2016 ноты для гитары
Имя:

Фамилия:

Электронная почта:

Пароль:
Электронная почта:

Электронная почта:

Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?
Также Вы можете войти используя:
Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Facebook