Показать только бесплатные ноты: [Нет] Да

Тепляков С. - Цыган с медведем (из цикла "Мои старые игрушки")

Аранжировка:
Категория:
Ноты для классической гитары
Страниц нотного текста:
3
Сложность:
продвинутый
Рейтинг:
0

… одна из многочисленных легенд, уходящая корнями в далёкие библейские времена, гласит, что Господь Бог особенно любил цыган за их талант и весёлый нрав и поэтому не стал их привязывать к клочкам земли, как другие народы, а подарил им для жизни весь мир. Поэтому цыгане всегда кочуют, чтобы сполна воспользоваться этим даром.

Когда у цыган спрашивают: “Куда вы идёте?”, они отвечают: “На край земли…” “Зачем?” – “Чтобы дойти и вернуться…”

На самом деле, никто не знает, откуда они идут и куда, даже, наверное, они сами… Одни люди говорят, что родина цыган – древняя Индия, другие считают, что Египет…  Испанское слово gitano (цыган) происходит от egiptiano, или egiptano (египтянин), превратившегося впоследствии в gitano…

Существовало и ещё одно испанское слово – “cingaro”, обозначавшее как цыган, так и египтян античного периода, принадлежавших к древней еретической секте atsinganos, члены которой были колдунами и гадальщиками… Как говорили древние суфии, - “Путь всегда скрыт в темноте…”

Так же, как в 16 веке, при колонизации испанцами Латинской Америки (конкиста), а потом в 18 веке англичанами – Северной Америки, в 15 веке на юге Пиренейского полуострова, в Андалусии, на стыке нескольких этносов-носителей самобытных автохтонных культур (кельты, иберы, арабы, римляне, евреи, цыгане) возникло искусство фламенко.

“Фламенкос” – так называли себя цыгане, обосновавшиеся в Андалусии в 15 веке и выделившиеся впоследствии в особую музыкальную касту…

Русские цыгане, входящие в этническую группу цыган-рома, появились в Северо-Западной части Российской империи в 18 веке, пришли они из Польши, принесли с собой семиструнную гитару, которую впоследствии стали называть русской гитарой, гармоническую доминанту в минорном ладу (повышенную VII ступень, “арабскую” ноту), а также свои песни и танцы, ставшие со временем органичной и неотъемлемой составляющей русской народной музыкальной и романсовой культуры.

В 1774 году граф А. Г. Орлов-Чесменский выписал в Москву из Княжества Валахии первую цыганскую капеллу, которая впоследствии развилась в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в России. В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и начали самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге.

Как пишет исследователь истории и культуры цыган Эль Монте Анди, - “… везде горькие и буйные песни цыган звучали под аккомпанемент кузнечного молота и конского ржанья. Пропитанные запахом вина, пота и вожделения, крови и смертельной опасности, они заставляли слушателей трепетать. Казалось, эта лава звуков и эмоций извергается из самых глубин души древнего народа.”

На самом деле, в генетической памяти цыган – изгнание с улиц и площадей Кашмира и Пенджаба, где они зарабатывали на жизнь песнями и танцами, бесконечное скитание по дорогам Малой Азии, отголоски древних мистерий, ритуальных убийств и финальный призыв четвёртой оргии: “Отныне храните молчание!”

Шахиншах Ирана Бахрам Гур пил вино и плакал под пение темноглазых цыганских дев, по улицам Константинополя цыгане-урсары водили дрессированных медведей, кузнецы цыгане ковали подковы для византийской конницы, белокожим и веснушчатым англичанкам цыганки гадали по руке на любовь и удачу, в Берне перед ними закрывали ворота и не пускали за городские стены, Ван Гог выезжал в поля в окрестностях Арле и писал свои картины под цыганские песни…

… Цыганская пляска начинается медленно, что называется, “с выходом”, вовлекая в свой постепенно ускоряющийся ритм, как исподволь затуманивает сознание сакральное зелье Элевсинских мистерий из ячменя, мяты и спорыньи…

Это подготовка ритуального жертвоприношения в честь Деметры, богини плодородия, священный акт таинства зачатия и убийства, мистическая и непостижимая жажда крови…

Фламенко, танго, капоэйра, испанская коррида – танец-поединок, в финале которого смерть, неважно чья, твоя или твоего соперника… И финальный призыв четвертой, заключительной оргии мистерии: “Отныне храните молчание!” Удивительно, но в текстах античных авторов нет ни одного описания таинства мистерии. “Отныне тайна запечатывает ваши уста”… А может, просто не помнили наутро ничего, как какой-нибудь молодой поручик гусарского полка после ночного кутежа под цыганские гитары…

Как бы то ни было, хотя ритуальных убийств в финале пляски нынче не бывает, но играть эту музыку нужно с полным внутренним ощущением поединка. С соперником или со зверем – неважно. Это не “учёная” европейская “музыка для головы”, не галантный менуэт или экоссез, когда куртуазный кавалер ходит павлином вокруг своей дамы. Это стихия страстей, особого мистического состояния, цыганского духа - романипэ, как говорят сами цыгане.

В практике фламенко есть понятие дуэнде, которое наиболее точно подходит для определения глубинной сути этого явления. Весной 1931 года испанский поэт Федерико Гарсия Лорка на Кубе, в Гаване, прочел свою знаменитую лекцию “Теория и практика дуэнде”, где постарался определить это понятие. Этимологически дуэнде происходит от испанского dueno, что означает “хозяин дома”. Существующий фразеологизм можно перевести как “сумасбродство в доме” – это метафорическое обозначение воображения и порожденных им фантазий. Слово дуэнде, ассоциирующееся с “хозяином дома”, приобрело в народном сознании значение “потусторонний дух” – демон, который живет в доме или посещает его, - то есть, дуэнде тесно связан с миром волшебства. В Андалусии это слово стало обозначать таинственную силу, которая овладевает человеком, заставляет его выйти за пределы собственного “я” и ввергает его в мир чуда, магии, безумия. С дуэнде в человека вселяется дух Диониса и сотрясает его. И тогда слабый человеческий “тростник”, гнущийся даже от лёгкого ветерка, загорается и становится факелом. Так говорил о дуэнде Федерико Гарсия Лорка, который наверняка знал толк в этом. Без этого особого состояния невозможно играть не только цыганскую музыку или фламенко, без него, наверное, невозможно существование музыки как искусства. 

19.04.2020
Nuovo Cinema Paradiso - Morricone E.
купить ноты за 155 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
05.04.2020
Джазовые этюды - Тепляков С.
купить ноты за 600 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
05.04.2020
Карина (из сборника "Джазовые этюды") - Тепляков С.
купить ноты за 155 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
22.03.2020
Поучение юношеству о пользе гамм
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
29.02.2020
Хороший инструмент - половина музыканта!
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
© АртМэн 2012-2016 ноты для гитары
Имя:

Фамилия:

Электронная почта:

Пароль:
Электронная почта:

Электронная почта:

Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?
Также Вы можете войти используя:
Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Facebook