Показать только бесплатные ноты: [Нет] Да

Тепляков С. - Эй, держи ритм! (из сборника "Джазовые этюды")

Аранжировка:
Категория:
Ноты для классической гитары
Страниц нотного текста:
2
Сложность:
продвинутый
Рейтинг:
0

Очень хотелось начать как-нибудь вроде того что “В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.” 

Но Мастер и Маргарита не имеют отношения к той истории, которую я намерен поведать, вообще, равно как и к рок-н-ролу в частности. Поэтому преамбула будет совсем иной.

Ранним утром 16 сентября 1620 года корабль, возглавляемый капитаном Кристофером Джонсом, вышел из английского города. Это было судно, тип которого определяют как флейт, или торговый галеон. Корабль назывался “Мэйфлауэр”. На его борту находились сто два переселенца: сорок один взрослый мужчина, девятнадцать женщин и дети, а также две собаки. Экипаж корабля составлял тридцать человек. Сами себя они называли пилигримами. 11 ноября 1620 года, обогнув мыс Код, судно встало на якорь у берегов Плимута. Начиналась одна из величайших авантюр в истории – колонизация Северной Америки...

Впереди было истребление индейцев, захват земель, разбой и грабежи на бескрайних просторах между двумя океанами, торговля чёрными рабами, которых тысячами привозили из Африки для работы на плантациях…  Оставим всё это на совести бледнолицей братии, пусть Бог их судит, не нам вникать в эти отношения.

В результате этого небывалого в истории эксперимента на стыке трёх культур – европейской, индейской и африканской – появился тот феномен, который мы теперь называем джазом. Негры пели, сначала это были так называемые холлеры, рабочие песни, блюзы…

По словам одного известного американского композитора, негры вообще очень талантливы, гораздо талантливее нас, белых. Насильно выдернутые из своего культурного контекста, африканцы, как могли, приспосабливались к новой для них метрике и григорианскому хоралу, когда их крестили и приводили в церковь. Так появился спиричуэл, духовные песнопения на библейские тексты. В отличие от примата мелодии и гармонии в европейской музыке, в музыке Африки на первом месте ритм. Ритм как образ жизни и самовыражения.  На чёрном континенте в ходу были целые оркестры, состоящие исключительно из ударных инструментов.

Такие понятия метроритмической артикуляции как граунд-бит, стомп, синкопа, свинг и многие другие, составившие основу джазовой ритмики,– оттуда, это вклад Африки в мировую культуру. Не знавшие нот, не обучавшиеся европейским музыкальным наукам негры моментально осваивали любые музыкальные инструменты, какие только становились доступны. Чёрные не могли играть, как белые, белые не могли играть, как чёрные, поэтому на протяжении всей истории развития джаза существовала музыка чёрных и музыка белых. Ритм-н-блюз, кантри, рокабилли и сформировавшийся на этой основе рок-н-рол – это музыка белых. Существует притча про обезьяну, которая сидит на верхушке пальмы, ест бананы, радуется жизни и не видит дальше своего носа, полагая, что вся эта благодать существует сама по себе, между тем как корни пальмы глубоко в земле, без них не было бы ни бананов, ни самой пальмы. Так весь джаз со всеми бесчисленными разновидностями, рок-н-рол, а за ним рок и все его бесконечные варианты, всё выросло из блюза, корни, питающие и по сей день эту музыку, – это блюз. И рок-н-рол суть плоть от плоти его. Невозможно просто так вот, ни с того, ни с сего, взять и сыграть рок-н-рол, не имея за душой ни свинга, ни ощущения триольной ритмической пульсации, грува и много чего ещё, не поиграв блюз.

Именно это нужно в первую очередь, чтобы сыграть “Эй, держи ритм!” как настоящий рок-н-рол.  По форме этюд очень прост, это двенадцатитактовый блюз: четыре такта тоники (Т), два такта субдоминанты (S), два такта тоники (Т), один такт доминанты (D), такт субдоминанты (S) и по такту тоники (Т) и доминанты(D). Это трёхстрочная форма ранних блюзов, по четыре такта в строчке, каждая строка начинается с новой гармонии, причем вторая строка – это с небольшими изменениями повторение первой.

Например, один из блюзов негритянского поэта Лэнгстона Хьюза из его сборника “Чёрные блюзы”:                                               

“Железнодорожный мост – песня тоски над рекой.

Да, железнодорожный мост – это песня тоски над рекой.

Каждый раз, когда поезд идёт, я бегу за ним, как шальной…”

 

В рок-н-роле всё гораздо веселей: быстрее темп, острее ритмическая пульсация, приближающаяся к классическому пунктиру. Для хорошего свинга нужно, чтобы бас попадал точно в долю, причем все четыре доли имели бы одинаковый вес, а опорные ноты мелодии немного уходили бы от метра. В ансамбле с барабанами и бас-гитарой это сделать проще, чтобы получить настоящий свинг на одной гитаре, надо очень хорошо постараться.

Нужно, чтобы ощущение ритма стало перманентным состоянием, как у чёрных. Но они уже рождаются с ним, а нам надо этому учиться, слушать много музыки, поиграть с музыкантами, хорошо чувствующими свинг.

Короче говоря, держи ритм! – и всё будет хорошо! 

19.04.2020
Nuovo Cinema Paradiso - Morricone E.
купить ноты за 155 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
05.04.2020
Джазовые этюды - Тепляков С.
купить ноты за 600 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
05.04.2020
Карина (из сборника "Джазовые этюды") - Тепляков С.
купить ноты за 155 р.
   Раздел :: Ноты для гитары
22.03.2020
Поучение юношеству о пользе гамм
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
29.02.2020
Хороший инструмент - половина музыканта!
перейти
   Раздел :: Секреты мастерства
© АртМэн 2012-2016 ноты для гитары
Имя:

Фамилия:

Электронная почта:

Пароль:
Электронная почта:

Электронная почта:

Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?
Также Вы можете войти используя:
Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Facebook