Эмилия учится играть на гитаре и придумывает музыку, ей восемь лет, она не любит вставать рано утром в школу, и у неё дома живёт хомячок Рикки. По воскресеньям Эми ездит к бабушке, очень любит блинчики с вареньем и мечтает стать композитором, когда вырастет.
В «Нотной тетради Эми» 6 пьес:
1 - Леопард.
2 - Рикки-марш.
3 - Ступенька вверх.
4 - Танец Офелии.
5 - Зимний вечер.
6 - Открытка из Бразилии.
... если Господь Бог создал человека по образу и подобию своему, то Он сделал его немного творцом, хотя бы на малую толику. Ребёнок рождается в мир, который существует по определённым законам: гравитация, превращение энергии Солнца в жизненную энергию всех живых существ, действие и противодействие и т.д. Споткнулся и упал – больно… Мячик падает вниз, а не улетает вверх… Это притяжение. Разогнал машинку и отпустил, а она поехала дальше… Это инерция. На лугу растёт травка, накапливает солнечную энергию, коровка кушает травку и даёт молоко… Это энергия переходит из одного вида в другой и принимает разные формы.
Понимая законы природы и сообразуясь с ними, человек выстраивает систему взаимодействия с окружающим миром на физическом уровне. Примерно то же происходит на ментальном и эмоциональном уровнях, человек триедин. Совокупность причинно-следственных связей на всех уровнях образуют глоссу, картину мира, индивидуальную для каждого из нас, насколько уникален его опыт когнитивного и чувственного.
Любая сфера интеллектуальной деятельности начинается с освоения знаковой системы, языка, и артикулирования. Музыка, как и устная и письменная речь, предполагает овладение языком. Максимально упрощенно можно представить музыку как систему организации звуков во времени и по высоте. Это всё, ничего другого, по сути, в музыке нет. Попробуйте дать ребёнку набор этих кубиков, и он сочинит музыку. Это игра. Играя в эту игру, можно постепенно начать понимать законы музыки в частности и искусства в целом. Это процесс обучения. Складывая из элементов более или менее сложные конструкции, получаем мелодию, ритм, гармонию и форму. Формы и правила этой игры могут варьироваться бесконечно. Главное – творческий импульс и вовлечённость в процесс.
Можно, например, придумать такую штуку: приготовьте метроритмическую инфраструктуру, проставьте над нотными линеечками длительности, образующие какой-нибудь интересный ритм, разбейте на такты и задайте размер такта. Пусть ребёнок попробует в меру своего таланта озвучить каждую длительность, подбирая и подставляя ноты, которые складывались бы в мелодию. Пусть услышит, как звуки, расположенные один за другим, гармонируют или, наоборот, диссонируют друг с другом, как они взаимодействуют между собой, получается из них музыка или нет, а если получается, то какая. Следующий этап игры – можно сочинить к получившейся мелодии бас, найти гармоничные звуки, которые складывались бы в двухголосие. Потом можно найти местечко для третьей ноты, образующей с мелодией и басом вертикаль.
Таким образом на практике сами собой усваиваются сложные при отвлечённом рассмотрении понятия метра, ритма, такта, сильной доли, темпа, периода, а в перспективе – тональности, лада, гармонии и фактуры. У кого-то из учеников это получится лучше, у кого-то хуже. У третьего не получится вовсе. Это значит, что для него надо будет придумать другую игру.
Сочинение музыки – это наиболее эффективная, на мой взгляд, форма обучения музыкальному искусству, при которой инициируются художественная фантазия, воображение и самостоятельное творчество, которые, в свою очередь, активно противостоят ремесленничеству и узкофункциональной направленности сложившейся практики обучения.